«Пять Бэ», или Лучше баланса может быть только полный баланс

Обзор
25 November 2019 2
Автор: Вадим Важинский

   Мы, друзья, являемся свидетелями всеобщего помешательства на проталкивании на рынок устройств, на которых написано «балансный». Жили же раньше люди без этого Balanced! И правда, в эпоху граммофонов это не имело никакого смысла. Хотя... для тех, у кого было два граммофона...

   Маркетинговый интерес современных производителей понятен – продать больше единиц техники, причем девайсов с ценовой прибавкой «за баланс».

   Исполнение аппарата по балансной схеме и наличие у него балансных выходов преподносится как несомненное преимущество. Но так ли это?

   С точки зрения науки и техники балансная (или мостовая) схема, действительно имеет несомненные плюсы. Заглянув в спецификации аудиокомпонентов, вы увидите, что цифры мощности выхода на балансных (их еще называют симметричными) аутах вдвое выше, чем аналогичные параметры их несимметричных собратьев.

   Кроме того, балансный участок (схемы, кабеля) защищен от шумов, под которыми подразумеваются наводки от радиоволн и помехи от электромагнитных полей.

   На несимметричный кабель (чем он длиннее, тем вероятность выше) неплохо «ловится» радио и электрошум: в наушниках вы услышите низкочастотный гул от электроприборов и ВЧ-аккомпанемент от беспроводных гаджетов.

   Как работает баланс?

   Работа моста сродни математическим операциям. Сначала сигнал делят надвое, каждый из каналов – на два потока. Одну из половинок переворачивают (инвертируют). Производят сложение потоков, в результате которого полезный сигнал усиливается – результирующая высота «горбика» синусоиды становится в 2 раза выше.

    А вот помехи – прямая и перевернутая по фазе – взаимоуничтожают друг друга. К тому же операция сложения сопровождается неким усреднением, а такое «приглаживание» благоприятно сказывается на форме волны, а, следовательно, и на качестве звука.

   Итак, потребитель, юзающий аудиодевайс с балансом, в несомненных плюсах по уровню громкости и качеству выходного сигнала. Отминусованные шумы складываются в копилку чистоты звука.

   Но симметрия в схемотехнике стоит дороже, чем небаланс. Потребитель платит больше не за идею, а за удвоенное количество цапочипов, операционников, каскадов, электронных деталек, нитей провода и других «железных» и программных вещей, необходимых для ее воплощения.

   В каких случаях баланс – это хорошо, правильно и полезно?

   В качестве иллюстрации прибегнем к гастрономическим аналогиям. Потому как готовить и вкушать пищу – процесс близкий и понятный, казалось бы, всем.

   Дано: ресторан и гурман, цель которого получить и от еды, и от самого процесса ее принятия максимум удовольствия.

   Первое, с чем никто не будет спорить: продукты должны быть максимально свежими и качественными. В нашем ряду аналогий «запас провизии» пусть олицетворяет музыкальный материал, сочиненный и исполненный талантливыми музыкантами, записанный в студии хай-класса.

   Устройство, которому уготовано испечь из «цифры» звук (плеер, цапоусь и пр.) – это «кухня».

   Последний рубеж, непосредственно контактируя с гурманскими с ушами, держит акустическая система или наушники.

   Роль «официантов» отведена кабелям.

   В пищевой цепочке «кухня – клиент» все должно быть идеально. Потеря вкусовых качеств продукта (музыки) на любом из этапов – это луч, отломанный от условной звезды Мишлен.

   Идеальный вариант, когда путь «цифры» к звуку будет Full Balanced: от баланского ЦАПа к балансному усилителю и далее – к балансному выходу. Схема устройства, выполненного по полностью балансной схеме.

   Симметричное гнездо в настоящий момент может принимать круглый штекер стандарта 2,5 или 4,4 мм, или пришедший из профессиональной аппаратуры разъем XLR.

    Далее по балансному кабелю сигнал бежит к наушникам, поддерживающим балансное подключение.

      В этом случае и все сварено-пожарено будет идеально (насколько позволяет уровень «кухни»), и на пути к столику на тарелку с готовым блюдом не попадет таракан (шум).

     

   Клиент-гурман должен быть подготовлен к восприятию высокой кухни, а его рабочий инструмент – наушники – распаяны так, как показано на картинке.

   Формула «Пять Бэ», когда все элементы в цепи «плеер-ЦАП-усилитель-кабель-наушники» – балансные, еще не эквивалент аудиофильского идеала, но определенно приближает вас к вершине суперзвука.

   Описанное выше – слова. Можете принимать их на веру, можете игнорировать.

   Но существует «железный» способ проверить и сравнить как звучит связка одних и тех же девайсов при балансном и небалансном подключении.

   Приходите в салоны персонального аудио «Саундмаг» в Киеве, Днепре и Одессе.

   Проведите стендовые испытания, чтобы лично убедиться – баланс это круто!