Слово «Космос» иногда используется нами в повседневной речи для выражения крайнего возмущения (цены – космос!) или наивысшей степени восхищения (это – просто космос!).

   На последнем варианте применения слова мы и сконцентрируемся. Ведь то, что сделал маленький портативный «мафончик» Walkman и его создатели из компании «Сони» можно смело поставить в один ряд с прорывом по освоению космического пространства.

   Как оно было? Сначала в космос «полетели» писатели-фантасты. Полетели умозрительно, в своих произведениях, пытаясь угадать, а в итоге предсказав будущее. Кассетный плеер Sony Walkman стал гениальным предсказанием как в будущем люди будут слушать музыку. И что возникнет такое понятие как персональное аудио – маленькое персональное счастье, материализованное в виде плеера и наушников.

   Прорваться за пределы стратосферы было дерзко и смело. Вырвать музыку из объятий розеток, больших стационарных аппаратов и стерильной тишины жилищ, также было шагом, который неизвестно чем закончится. Закончилось продажей 400 млн. шт. кассетных «Волкмэнов». Нет, не так, – 400. 000. 000 (четыреста миллионов) плееров с характерным лого Walkman подарили людям радость нематериальных приобретений.

   И что поразительно, авторы фантастических романов летали на другие планеты и в другие галактики лишь в своих фантазиях, а Sony Walkman реально участвовал в космических экспедициях по лунной программе NASA полвека тому назад.

   Справедливости ради надо сказать, что тогда – в 1968 году – сониевский портативный магнитофон еще не звался «Волкмэном», а имел строгую маркировку TС-50 и был заключен в корпус из металла.

   Доподлинно известно, что Sony TС-50, снабженный встроенным микрофоном, использовался экипажем «Apollo-7» для надиктовки личных заметок в процессе подготовки на Земле и выполнения программы полета вблизи Луны. То есть первенец «Сони» участвовал в экспедиции не как космический турист, а как помощник астронавта.

   Вы только подумайте, 50 лет назад кассетник Sony TC-50 сопровождал команду «Аполлон-11» на Луну! 20 июля 1969 года лунный модуль «Орел» (Eagle) прилунился на эту загадочную планету.

   На сервисе Spotify «висит» плэйлист из 9 песен, тех самых, которые командир экипажа Нил Армстронг и пилот Базз Олдрин (он, кстати, и заказал подборку песен) слушали «в дороге» на Луну и обратно.

   Общий хронометраж записанных трэков – 28 мин 25 сек, то есть они заняли меньше половины кассеты С-90. Это была музыка землян, которая впервые прозвучала в непосредственной близости от Луны. Астронавты, ступившие на поверхность Луны, не взяли TC-50 с собой, а оставили в командном отсеке.

   В состоянии невесомости выявилось одно несомненное достоинство компактного источника звука. Расположение кнопок позволяло управлять записью–воспроизведением одной рукой. Даже если на руке была большая и толстая перчатка из комплекта скафандра.

   Удобно – одной рукой держишься за что-то в кабине экипажа корабля, второй – жмешь на Play/Stop или Record. Сейчас-то, не в невесомости, а на твердой земле, мы проделываем это автоматически, не задумываясь, а во времена больших тумблеров такой способ управиться с аппаратом был в новинку.

   Упоминание космических записей и использование девайса в качестве диктофона выводит на передний план очень важную функцию карманного портативного устройства. Записная аудиокнижка, которая всегда с тобой и таким способом можно начитать и сохранить ценную информацию.

   В ходе одной только лунной миссии «Apollo-11», длившейся 8 суток и 3 часа, накопилось 19 тысяч часов аудиозаписей переговоров астронавтами с руководителями программы NASA, с наземными службами поддержки.

   К пятидесятой годовщине полета «Аполлон-11» переговоры были преобразованы из аудиоформата в «цифру» (звуковые файлы MP3 и M4R) и полная их коллекция выложена в открытом доступе.

   Интересно же узнать, матюкались ли, как часто и как изощренно, астронавты, заброшенные на Луну?

   А если серьезно, то аудиозаписи позволяют прочувствовать накал и драматизм рискованейшей миссии «Apollo-11», ведь никто, кроме Господа Бога, не мог дать 100-процентных гарантий благополучного исхода.

   Все хорошо помнили как на первом этапе американской лунной программы в момент старта корабля «Аполлон-1» погибли трое астронавтов. Именно по причине трагедии в течение двух лет шесть «Аполлонов» с порядковыми номерами со 2-го по 6-й запускались без пилотов. И, когда были исправлены все ошибки, «Аполлон-7» полетел уже с людьми.

   Боевое крещение космосом прошли люди и первый портативный аудиоплеер. Зато потом было почти 10 лет доработок и усовершенствований.

   Лишь 1 июля 1979 года были готовы заявить о серийном выпуске плеера Sony модели TPS-L2. Имя ее – Walkman – стало брендом компании.

   В кассетном исполнении «Волкмэн» прожил до апреля 2010 г, когда Sony объявила о прекращении производства плееров, в которых в качестве носителя используется кассета. Но продолжилась жизнь устройств, считывающих информацию из флэш-памяти, с CD или минидиска.

   Юбилей – 40 лет «Волкмэну» – в компании «Сони» начали праздновать 1 июля и закончат только 9 сентября 2019 г.

   Каждая из многочисленных волн посетителей мероприятий в Ginza Sony Park (район Гинза, Токио) первым делом натыкалась на Wall из «Волкмэнов».

   На стене представлено 230 устройств Walkman – все, что инженеры Sony накреативили за 40 лет.

   Первая модель в экспозиции – Sony TPS-L2, последняя – еще не создана, ведь «Сони» не собирается останавливаться на достигнутом.

   Самые технически совершенные «Волкмэны» вам известны:

   – флагман Sony NW-WM1Z;

   – №2 в иерархии цифровых плееров «Сони» Sony NW-WM1A/B.

   Что касается подарков к юбилею, так их «Сони» делает себе сама. Начиная с 2016 года, с «круглой» даты – 70-летия со дня создания ( в 1946 году компания называлась»Токио Цушин Когё К.К.»).

   Самый большой подарок – высотой в восемь надземных и четыре подземных этажа и площадью основания в 707 квадратных метров – это упомянутый выше Ginza Sony Park, первый этап строительства которого стартовал в 2016-м, а финиш запланирован в 2022-м.

   В настоящий момент функционирует Ground Level и подземная часть парка Sony.

   На одном из минусовых этажей можно полакомиться чем-то очень вкусным, подаваемым вот в таком юбилейном стаканчике.

   Старый центр продвижения бренда – Sony Building – отметил свое 50-летие. Это здание, где находится выставочный зал Sony Group, никуда не девается, оно тут же, рядом, на перекрестке Сукиябаши. В Sony Building можно будет попасть по переходу из Ginza Sony Park.

   Эссе о легендарном «Волкмэне» было бы неполным, если бы мы не рассказали о беспощадной конкурентной борьбе и коварных планах других производителей превзойти продукты Sony по техническим характеристикам, функциональности и дизайну.

   Стоило в июле 1979 года появиться первому Sony Walkman, конкуренты ответили буквально мгновенно – осенью 1984 года. Маркетинговый замысел состоял в том, чтобы поразить привыкшего к краткости англоязычного пользователя длиной и витиеватостью названия Electronics MicroConcert Stereo (EMCS «Электроника-Микроконцерт-Стерео»), тип устройства – кассетный проигрыватель.

   Волшебным образом (а как еще, ведь Sony не предоставляла никому лицензий), лентопротяжный механизм оказался точной, но кривоисполненной, копией... Sony TPS-L2. С электронной начинкой так не получилось, так как нужных микросхем у таинственного конкурента (сохраним его инкогнито под аббревиатурой USSRне существовало. Смекалка часто дает возможность найти решение проблемы чиподефицита: технология «Рассыпуха» предельно проста – берется электрический паяльник, канифоль, олово и не спеша впаиваем в печатную плату детали, ножка за ножкой, транзистор, резистор, конденсатор...

   В 1985 году по бизнесу «Сони» был нанесен сокрушительной силы удар. Рынок USSR наводнили плееры линейки «Электроника-П».

   Базовая модель – «Электроника П-401С».

   Имелась и бюджетная версия плеера с... (гусары, молчать!!!) монозвуком и просто шикарная модификация с тюнером, принимавшим ультракороткие волны.

   В спецификации П-401С функции «Жевание кассет» и «Плавающий звук» прописаны не были, но опытные пользователи знали об этой недокументрованной возможности.

   Играя на добивание, в 1986-89 годы USSR выпустил Electronics 331 Stereo («Электроника-331-стерео»), похожий как однояйцевый близнец на своего японобрата Sony TCS-310.

   Достоинства этого плеера было чрезвычайно трудно перебить: в 331-стерео устанавливались и моторчик, и плата регулятора частоты вращения двигателя (эх, минус функция плавания), и магнитные головки производства... Sony.

   Как «Сони» удалось выжить, оправиться от ударов, победить в конкурентной войне с самой собой?

   Читайте публикации на сайте Soundmag.ua и посты в Facebook и вы, быть может, найдете ответы на эти и многие другие вопросы, касающиеся персонального аудио.